- Баутс
- (Боутс), Дирк (Дирик, Тьерри) (Bouts, Dierick, Thierry) Ок. 1415, Гарлем — 1475, Лувен. Нидерландский живописец. Учился, возможно, у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Работал в Гарлеме (1440—1444 и 1448—1457), в южной части Нидерландов (1444—1448) и Лувене (1457—1475). Два его сына — Дирк и Альбрехт — также были художниками и помогали отцу в его работе. Большая часть дошедших до нас произведений Баутса — алтарные образы, выдающие склонность художника к подробному рассказу, к обилию персонажей, изображаемых просто, даже подчеркнуто прозаично. Вместе с тем отчетливо заметен интерес мастера к решению пространственных задач. Это достаточно наглядно выражено в триптихе Таинство причащения (1464—1467, Лувен, церковь Св. Петра). В его центральной части изображена Тайная вечеря. Вокруг стола расположились апостолы, в центре — Христос; лица всех почти лишены эмоций, чувства передаются лишь скупыми жестами. В то же время впервые в нидерландском искусстве перспектива просторного зала, где происходит событие, построена строго расчетливо, а не эмпирически. В боковых створках — Сбор манны и Встреча Авраама и Мельхиседека (сцены, символически продолжающие евхаристическую тему центральной части) — действие происходит в пейзаже, и здесь Баутс так же умело развивает далекое пространство с помощью уходящих в глубину извивающихся дорожек. Некоторые произведения Баутса изображают сцены мученичества святых: Мученичество св. Эразма (до 1466, Лувен, церковь Св. Петра), Мученичество св. Ипполита (ок. 1470, Брюгге, собор Спасителя), однако эпизоды изощренных пыток и казней представлены со стоическим бесстрастием. Новым словом для нидерландской живописи были две картины Баутса, написанные на исторический сюжет и предназначенные не для церкви, а для светского здания — ратуши в Лувене (на тему Суд императора Оттона III, 1468—1475, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Они показывают усиливающееся внимание художника к энергичным физиономическим характеристикам персонажей: лица героев с крупными грубоватыми чертами довольно однотипны, однако подчеркнутая пластика и телесность, разнонаправленность взглядов, своеобразие жестов придают изображенным убедительную жизненность, позволяя предположить в них портреты реальных людей.Лит.: Schone W. Dierick Bouts und seine Schule. Berlin; Leipzig, 1938; Deni’s V. Thierry Bouts. Bruxelles, 1957; Dirk Bouts on zijn tijd: Cat., 1975.Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.